Большое интервью с либеро «Ленинградки» Валерией Перовой: об амплуа либеро, о себе, команде и желании посетить Антарктиду. По традиции, не обошлись без составления символической сборной и, конечно, немного помечтали.
— Либеро частенько говорят о том, что их амплуа сплошь состоит из запретов, даже очки, выигранные защитой, записывают как ошибки соперника. Как ты относишься к этому? Нет ли желания «подкрутить» правила?
— Если их «подкрутят», это будет уже совсем другое амплуа, а сейчас есть изюминка. Либеро – игрок, который отличается на площадке, маленький юркий человечек в яркой футболке. Если либеро разрешат делать то, что делают остальные, он перестанет быть особенным, не таким как все. Станет обычным. Я не чувствую, что каким-то образом ущемлена в своих игровых правах.
— И переход из доигровщиков в либеро дался тебе легко?
— Я переживала совсем по другому поводу – мне было непонятно, как выплёскивать свои эмоции. В доигровке всё понятно – любое результативное действие помогает: в атаке, на подаче, на блоке. А когда ты либеро – как? У меня иногда бывало, что я с тренером соперников начинала жестами и мимикой чуть-чуть «закусываться», но без перебора. За счёт таких моментов выплескивала свои эмоции. Других вариантов нет. Хочется что-то шлёпнуть посильнее, но у тебя нет такой возможности!
— Активные похлопывания друг друга в общем кружке после удачных розыгрышей?
— Кстати, девочки иногда жалуются, что я в эмоционально-агрессивном порыве могу очень сильно отбить пять ладонью. Когда протягивают ладонь, у меня есть только два режима – либо очень слабо, то есть я почти промахиваюсь, за что мне постоянно предъявляет Настя Чернова (смеется). Либо я отбиваю пять со всей дури, с такой силой, что ладонь отдергивают. Иногда, в общем, выплескивается не в ту сторону.
— В этом туре «Ленинградка» сыграет с «Тулицей». Что скажешь о будущих соперницах?
— У них новая команда, много новых игроков и главный тренер. Пока они на пути становления своего коллектива. Но клуб очень амбициозный, и они с самого начала сезона это обозначили: мы же проиграли им в первой же игре Кубка Легенд – 0:3! Второй матч, правда, выиграли. У них очень хорошие доигровщики и темпы, быстро пасующие связки. Если у них попрет – их не остановить. Мне нравится, как «Тулица» играет в защите, плюс девчонки у них очень эмоциональные, заводятся от своей игры и тогда с ними очень сложно. Чего стоят только Полина Беликова, Вика Боброва – две подружки, которые играют на эмоциях, на драйве. Плюс у них ещё и эмоциональный тренер Алексей Бабешин. Кстати, у меня есть одна смешная история, в которой он поучаствовал. Смешные истории рассказывать?
— Смешные истории мы любим!
— В Казани играет мой близкий друг Илья Фёдоров…
— Все либеро дружат между собой?
— Ахах, нет, так получилось. Мы одноклассники, играли и учились вместе в Казани. Поехала как-то поддержать Илью на «Финал шести» в Казань, это был 22-й год, я тогда в Липецке играла. Сижу уже на финальном матче «Динамо» — «Локомотив» с Лизой Поповой, Таней Кадочкиной… А мне очень нравится Лаури Керминен.
— Как мальчик?
— Как либеро! Харизматичный волейболист, ещё он нестандартно играет и качественно выполняет свою работу, как либеро он мне очень нравится, кайфую, когда вижу его на площадке. Была очень огорчена, узнав, что он вынужден перенести операцию и желаю ему скорейшего выздоровления и возвращения в игру! И вообще, всем, кто сейчас травмирован – скорее возвращайтесь!
Но вернемся к истории. Я наполовину в шутку спросила у Лизы Поповой: «Как бы мне футболку Лаури получить»? Тут приходит Марина Бабешина со своим мужем, нынешним главным тренером «Тулицы». И Марина говорит: «Сейчас Лёша все решит». Меня отправляют с ним к раздевалке «Динамо», он зовёт Лаури, тот выходит. «Можно футболку?» — «Не могу, я родителям обещал». «А шорты?» — спрашиваю я. «Да». В общем, он отдал мне свои шорты, а я стою обалдевшая – оказывается, так можно было. Так что у меня есть шорты Керминена, а Алексей Бабешин мне помог их раздобыть.
— У «Ленинградки» был хороший старт, но с Казанью не получилось. В прошлом году вы сильно боролись.
— «Динамо-Ак Барс» в этом году, мне кажется, по-настоящему склеилась как команда. В прошлом году Зоран занимался построением коллектива и отладкой его работы. В этом году паззл сложился – не зря за пять туров они не отдали ни единой партии. У команды всё очень слаженно, плюс у них убойная подача. Да и я, когда была в сборной с Зораном, отмечала, что он огромное внимание уделяет подаче. В Казани сильно летящий планер, который сложно принять, подают Лиза Лукьянова, Света Гатина, Полина Матвеева. Плюс у Зари (Ирины Королевой) очень хороший планер. Сколько мы тренировались с ней в прошлом году, я подач 10 от неё за весь сезон приняла. В общем, команда стабильная, сейчас они на отличном ходу и, если продолжат в том же духе без спадов и потери концентрации, зайдут далеко.
— А что ты можешь сказать про вашу команду в этом отношении?
— Пока нас чуть-чуть мотает, кажется. В чемпионате две игры подряд проигрываем первые партии. Для меня всегда показателем качества команды всегда был момент победы над чуть более слабым соперником со счётом 3:0. Без расслабленности! Посмотрите, как мы сыграли, например, с «Динамо» из Краснодара и как сыграла с ними Казань. С учётом того, что у них была партия, которую они выиграли 25:9. У нас было что-то 35:33. Они работают и выигрывают за счёт этой суперконцентрации, от начала и до конца. Мы же пока что-то втягиваемся…
— Проиграете, потом разозлитесь…
— Да-да. То есть будто бы ищем какой-то пинок под зад. Будто хотим, чтобы нас побили, потом на нас покричали, после этого мозги заработали, первую партию забыли и идём дальше.
— Ты часто остаешься после тренировок для дополнительных упражнений?
— Иногда остаюсь, чтобы попринимать. Последнее время в меня не подают и я, если честно, теряю чувство мяча, это очень ощущается. Когда мы играли с «Уралочкой» в меня подали раз девять, у меня было 33% приема – это никуда не годится! Осталась попринимать после двух тренировок и после следующей игры было уже 70%.
— Пушку используете?
— Используем, но мне несложно принимать подачу из пушки. Подача у Ирины Воронковой или Эбрар Каракурт, Ирины Капустиной летит гораздо сложнее.
— Ты получила приглашение на Кубок Первого канала, но не сыграла. Что это был за опыт?
— Идея очень крутая, новая и интересная для волейбола. Меня вызвали на Кубок: из огромного количества игроков я оказалась в числе лучших вместе с теми, на кого я раньше по ТВ смотрела, была самой молодой из четырёх либеро. В какой-то момент пришло осознание, что я, в общем-то, молодец, замотивирована и провела качественную и серьёзную работу над собой. А потом тебя вызывают на шоу-матч и не выпускают даже на один розыгрыш. Если честно, как спортсмену мне было обидно. Думаю, что также чуть обидно было и Алле Галкиной, и Ване Яковлеву, и Андрею Титичу.
— Если позовут снова – поедешь?
— Мне не хочется, чтобы, прочитав этот мой ответ, все бы подумали – вот Перова ворчит. Идея классная, очень хочу, чтобы формат шоу-матча жил, может быть, докрутить его как-то, чтобы участникам досталось игровое время. Может быть, провести не один матч, а два – игроков то уж точно хватает (смеется). Подытоживая поток своих мыслей: да, я попала в тусовку и прекрасно провела два дня. Но как профессиональный спортсмен я удовольствия не получила, ведь как спортсмены мы кайфуем только на площадке.
— А формат Кубка Вызова тебе интересен?
— Да! Это круто! Обращаюсь ко всем организаторам через это интервью: рассмотрите, пожалуйста, кандидатуры либеро для участия в таком турнире! (улыбается).
— Выдвигаешь свою?
— Да!
— Валерия Перова – самовыдвиженец! Запишите, пожалуйста.
— (смеется).
— Как вы развлеклись на празднике «Ленинградки»?
— Это было интересно, задумка прикольная, только приходилось немного беречься, чтобы не дай бог не получить травму. Я впервые увидела всех тех, кто раньше играл за «Ленинградку». Узнала столько нового (смеется). После игры у нас был общий просмотр ролика, который сделали к этому дню. Каби играла в «Ленинградке», обалдеть! С кем-то лично встретилась, с той же самой Алиной Панковой, которую я по большей части привыкла воспринимать как жену Паши Панкова, а она была игроком хорошего уровня. Я мужской волейбол, например, воспринимаю как болельщик. И вот Алина для меня – это жена капитана московского «Динамо». А тут ты сидишь рядом с ней на чествовании «Ленинградки», и понимаешь, насколько волейбольный мир тесный и все в нём связаны.
— Парочка традиционных вопросов каждому герою интервью. Давай составим сборную по версии Валерии Перовой.
— Давай! Темпы: Ангелина Лазарева и Ирина Фетисова. Доигровщики: Габи и Бранкица Михайлович. Когда она выступала за «Фенербахче» и приезжала играть с «Динамо» в Москву матч Лиги чемпионов, мне было лет десять, наверное. Получилось сфотографироваться с ней и взять автограф – я после этого счастливая дня три ходила, долго следила за ней, болела за сборную Сербии на Олимпиадах и чемпионатах мира. А потом мы оказались с ней в «Ленинградке»… Маленькая я бы никогда в жизни в это не поверила!
— На какой по счету тренировке ты начала нормально дышать?
— Хах, да нормально я дышала, ладно. С Бранкой вообще очень комфортно было. А вот Бояна Дрча ругалась на меня, что я низко довожу. И я всё время была озабочена тем, чтобы довести Боше так, как она хочет, а когда ты думаешь о чем-то слишком много и слишком сильно, то, как правило, всё идёт… ну, скажем, не так как тебе этого хочется. А Бранка смешная, правда, по-русски совсем не говорила.
— Давай дальше сборную добьем.
— Диагональная – Паола Эгону. Либеро – Джастин Вонг-Орантес из сборной США. Связующая – Алессия Оро из Италии. А тренировать их будет Джованни Гидетти.
— Хочется с ними поработать?
— Очень хочется.
— Ну что ж. Шорты Лаури у тебя есть, Бранка с тобой в одной команде поиграла. Значит, и дороги с Гидетти вполне возможно, пересекутся.
— Перейду в «Вакыфбанк»?
— А вот следующий вопрос, можно в нём и загадать.
— Про золотую рыбку, да?
— Да.
— Первое желание: я очень хочу в Антарктиду! Это мечта. Я как-то наткнулась на пост о туристических экскурсиях в Антарктиду, сейчас помню, там было написано, что круизные лайнеры уходили от Аргентины. Поинтересовалась стоимостью: открыла, закрыла – до свиданья! Похоже, это так и останется мечтой.
— Почему именно Антарктида?
— Люблю холод, хочу увидеть пингвинов, побывать на другом краю света, где нет какой-то человеческой жизнедеятельности. Это какая-то недостижимая цель, правда, там цена неподъемная, причём только от Аргентины до Антарктиды.
— Другие желания?
— Конечно же, хочется, чтобы нас допустили до международных соревнований и жаль, что об этом приходится просить золотую рыбку. Есть мечта выиграть олимпийскую медаль. В России сейчас невероятное поколение талантливых игроков, классный тренерский штаб и очень грустно, что не получается себя показать на международном уровне.
— И последнее желание?
— Оно банальное: чтобы все были живы-здоровы…
— У тебя был случай, из-за которого ты стала иначе относиться к жизни и собственному здоровью.
— Да, когда я играла в Липецке, я попала в ДТП на такси по вине моего водителя — итогом были сотрясение и ушиб головного мозга, ушиб глазного яблока, перелом носа, надрыв коллатеральной связки коленного сустава.
— Ты сидела на переднем сидении?
— Нет, на заднем.
— Много времени пришлось пробыть в больнице?
— Нет, около двух недель в нейрохирургии. Наблюдали как работает моя голова (улыбается). А после выписки я занималась реабилитацией колена. В ДТП я попала в феврале, в марте вернулась на площадку.
— Ты с тех пор ездишь на такси?
— Последнее время да, но вызываю только Комфорт или Бизнес. Предпочитаю переплатить. В первый год психологические последствия были, и достаточно серьезные. И я почти не помню день аварии. Не помню тренировки перед этим, отрывочно помню саму поездку, что переписывалась с Дмитрием Журавлёвым, статистиком «Липецка», он сейчас в «Енисее» работает. Мы обсуждали тренировку. Потом он мне рассказывал, что я ему звоню и говорю: «Дим, я попала в аварию, но всё нормально, всё супер, всё хорошо». И он посидел пять минут и подумал, что что-то не так. Перезвонил, а трубку взял врач Скорой помощи – меня уже забрали из машины и везли в больницу. Вот этой истории я так и не вспомнила. Смешно, что у меня телефон сломался чуть ли не пополам, разбился со всех сторон, но работал. Когда я проснулась, то думала, что у меня какое-то чудовищное похмелье – в зеркале я себя узнать смогла с трудом, смотрю и думаю: «Ну и с кем я дралась?» Меня отпустили домой, рассказали, что произошло. Приехала Аня Озерова, на тот момент Шевченко, со своим парнем, теперь мужем, он медик. Они ночевали со мной, на всякий случай, плюс он делал мне уколы. И я несколько раз за ночь спрашивала: «Что случилось?» Они мне рассказывали, я обалдевала и засыпала назад, потом просыпалась и снова задавала тот же вопрос.
— Ты получила водительские права?
— До сих пор пытаюсь. По разным причинам, в том числе и из-за времени, не получается закончить пока. Я учусь в Питере, возможно, в Москве можно и попроще, но нужно быть там. А у меня отпуск всего 1,5 месяца, пока мне совершенно не хочется тратить его на сдачу экзаменов в автошколе и всякие бюрократические истории.
— А на что тебе хочется тратить свой отпуск? Как Валерия Перова вообще отдыхает?
— В сезоне я дома, в основном. Стараюсь заниматься домашними делами. Люблю собирать алмазные мозаики, с недавних пор подсела на французские раскраски. Мне одну подарили на День рождения – я в полном восторге. Купила специальные акриловые маркеры, недавно закончила – ну это чудо какое-то! И фоном какой-нибудь сериал. Сейчас смотрю «Тьму».
В отпуске последние два года я путешествовала. В прошлом году я была в Турции с Настей Черновой, Полиной Беликовой и Катей Дороничевой. А в этом году — в Японии и на Кубе, почти кругосветка, получается! Я очень люблю путешествовать, но самый большой вопрос – с кем? С одной стороны, мне хочется узнавать мир, бывать в разных местах, и я не фанат праздного лежания на пляже, правда это мне скучно и неинтересно. В этом году я рискнула и погнала одна – и не пожалела. В Японии открылся самый большой в мире тематический парк Гарри Поттера, а я его фанатка. Вообще, спровоцировал папа, однажды перед какой-то игрой скинул мне про этот парк пост, хотя я и так про него знала. Ещё, помню, подумала: «Ну, спасибо, что давишь на больное». После игры он позвонил и пошутил, мол, собралась ли я уже в Японию? В общем, я взяла и собралась: узнала как, что, сколько и загорелась. Тяжело только в том плане, что в моменте поделиться не с кем.
— Просто делиться с людьми своими мыслями в моменте – поэтому ты и завела свой телеграм-канал?
— Отчасти да, но, скорее, потому что есть много фотографий, показывая которые я что-то рассказываю. Но в большей степени заниматься каналом у меня получается, наверное, в отпуске, в сезоне не очень. Я слежу за каналом Вовы Шишкина, у него очень большой объём информации, чувствуется, что ему интересно, и что много о чём хочется рассказать и он находит на это время. Я пока до этого, наверное, не дошла. У меня вроде бы ничего такого сверхинтересного не происходит. Но эта история мне максимально близка, я поддерживаю её всецело – людям, которые смотрят и следят за нами, интересно узнавать не только про нашу игру, но и про то, что мы делаем за площадкой. Я сама была той девочкой, которой было интересно знать про своих героев все – это уже потом я попала в день сурка спортсмена, в рутину, и этот вайб спортсмена как героя и звезды, конечно, ушел.
Блиц о команде «Ленинградка»
— Кто самый серьёзный?
— Евгения Сикачева.
— Кто чаще всех шутит?
— Илья Покщев, массажист.
— Кто чаще всех спорит?
— Валерия Перова.
— Кто приходит на тренировку самый последний?
— Да мы как-то приходим кучками, нет такого.
— Кто самый последний уходит?
— Валерия Романова из раздевалки. А из зала – ой, я не знаю, я первая ухожу (смеется).
— А кто самый первый?
— Аня Озерова. Она растягивается долго, много делает упражнений. Потом Аня Асташина.
Источник: volley.ru