Фото: Александр Первухин будет перестраивать Енисей-СТМ (с) Ника Берсенева
Накануне матча в Самаре обстоятельно поговорили с наставником сборной России и «Енисея-СТМ» о дуэли с «Барбарианс», финале со «Стрелой-Ак Барс», претензиях к нашему сайту, грядущем обновлении команды и многом другом.
Александр Юрьевич, посмотрел ваше небольшое интервью телеканалу «Енисей». На нём вы выглядели достаточно эмоциональным, будто мысленно ещё в финале против «Стрелы-Ак Барс». Сейчас уже переключились на сборную России?
— Уже никакой эйфории после победы в финале нет. Я думаю, она прошла на следующий день после матча. Сейчас готовим сборную России к игре с «Барбарианс». Другая команда, другие цели. Для меня регбийный сезон работает по принципу: сыграл, отгулял и всё сначала. Да и времени отмечать чемпионство особо не было. Через два дня после финала мы улетали на сборы.
Чего ожидаете от матча против «Барбарианс». Можно ли сказать, что сейчас у сборной России лучший состав чтобы наконец победить?
— Состав, в целом, неплохой, хотя, к сожалению, финальные встречи повыбивали из строя ряд ключевых исполнителей. Тем не менее, у нас сплав опыта и молодости. Главное, чтобы сборная была свежая после последних матчей чемпионата. Речь идёт, прежде всего, о психологическом аспекте. Независимо от того, за какое место команды играли – за седьмое, пятое или первое, все ребята бились и отдали много не только сил, но и эмоций. Так что насчёт победы говорить не стану, но жду хорошей игры с обеих сторон.
И закрывая тему сборной. Есть ли игроки, которых хотели посмотреть, но по разным причинам не смогли их вызвать?
— Выделю Гугу Хантадзе, который нам бы очень пригодился. Нет Давыдова и Живатова. Не помешал бы Алексей Щербань, но он ещё не оправился от травмы. При этом вызвали Почечуева, Лесникова, Магомедсаидова. Дебютируют за национальную команду такие русские ребята как Эстерхёйзен и Экстин (с улыбкой). Очень хотелось, чтобы с этими парнями сборная России всё же имела шанс сыграть в официальных соревнованиях на международной арене. В остальном, команда будет омолаживаться. Думаю, для парней 91-го года рождения, вроде Симпликевича и Гайсина это, вероятно, могут быть завершающие игры за национальную команду. В следующем цикле уже самыми старшими будут ребята 1994-1995 годов рождения. Всё же надеемся, что через 3-5 лет мы вернёмся на международную арену, поэтому необходимо иметь сбалансированный состав и резерв.
Теперь по минувшему финалу. Вы не согласились с тем, что «Стрела-Ак Барс» отдала его. Но ведь не сказать, что у «Енисея-СТМ» было какое-то преимущество в том числе территориальное, да и большую часть матча Казань вела в счёте, плюс незабитый штрафной Мараиса.
— Мне не понравилось выражение ««Стрела-Ак Барс» отдала финал». Я специально посмотрел заголовок на вашем сайте годичной давности и там ни слова ни сказано о том, что «Енисей-СТМ» отдал финал «Локомотиву», выигрывая 17:0, и не забил штрафной на последних минутах. Там было «пензенский паровоз – молодец». То есть большое радостное события для всего российского регби – наконец «Енисей-СТМ» проиграл. Я не осуждаю Rugger.Info, но будьте, пожалуйста, объективными. В частности, в выборе заголовков.
На мой взгляд, это не «Стрела-Ак Барс» отдала финал даже при численном преимуществе, а сопернику не дал одержать победу «Енисей-СТМ». Когда мы разом сделали пять замен, казанцы проиграли отрезок в десять минут и ничего не могли сделать. В этот период мы занесли попытку с реализацией, вышли вперёд и абсолютно не наша проблема, что «Стрела-Ак Барс» не реализовала свои моменты. Во втором тайме казанцы не заработали ни одного очка. Штанга Мараиса – это проблемы Мараиса и его команды. Это сравнимо с промахом Гайсина в прошлогоднем финале. Тогда Бог сказал, что «Енисею-СТМ» хватит побеждать. В этот раз он решил, что «Стреле-Ак Барс» рано становиться чемпионом.
Тем не менее, у «Енисея-СТМ» совсем не было игрового преимущества. Отрезками – да, но по игре – нет.
— Не может быть никакого преимущества у команды, проигравшей 70% своих коридоров. В этом плане полное фиаско наших форвардов и тренерского штаба. Игра от аутов, в принципе, составляет значительную часть регби, а у «Енисея-СТМ» особенно, в том числе, атакующую. Нашу обычно сильную сторону мы не реализовали напрочь. Это общая вина, как хукера, так и диспетчеров коридоров вместе с тренерским штабом, включая меня. Это первый ключевой момент.
Второй – проигранная позиционная игра ногой в начале второго тайма. Перед матчем я просил Гайсина использовать всю ширину поля, играть через вход форвардов и удар Маслова. К сожалению, ему пришлось ввязаться в перестрелку ударами ногой, это часто приводило к потерям мяча, в том числе и потому, что своего бьющего не поддерживали нападающие, поздно возвращавшиеся на линию игры.
Вот эти два фактора – коридоры и игра ногой, приносили определённую безысходность. Да и не буду скрывать того, что состав вышедший в старте, матч проиграл, особенно с учётом удаления. Потому надо было срочно менять рисунок игры и делать нечто из области чудес. Очень рад, что это удалось. Вышли запасные во главе с Щербанем и выполнили 90% того, чего я от них просил. Повторюсь, можете считать, что «Стрела-Ак Барс» отдала финал, но я убеждён, что это «Енисей-СТМ» переломил игру в очень тяжёлый момент и добыл победу.
Как лично вы себе объясняете 8 из 17 проигранных коридоров в матче?
— В первом тайме это необъяснимые для меня ошибки Франсуа Эстерхёйзена. Во втором – розыгрыш коридоров. У нас есть игроки, отвечающие за заказ в коридоре, и они в этом плане очень слабо проявили себя. Наверное, в перерыве тренерский штаб не сумел донести до ребят нужную информацию. Хотя, вариантов вбросов мяча из аута у «Енисея-СТМ» очень много, на все случаи жизни, как говорится, но вдруг и почему-то ими команда не пользовались. Как я уже говорил, мы в одном матче проиграли столько коридоров, сколько не проигрывали за весь сезон.
Незасчитанная попытка Франсуа Эстерхёйзена в первом тайме. Пересматривали ли эпизод, действительно ли там была игра вперёд?
— Очень спорный эпизод. Соглашусь, что Николаас Эстхёйзен мяч задел, но направление игровой снаряд не изменил. Обычно в таких эпизодах арбитры показывают «игра назад». На мой взгляд, мяч вперёд не отлетел. Однако больших претензий конкретно к этому эпизоду у нас нет. Скорее просто досада. Да и надо сказать, что наша команда была небезгрешна, в том числе Николаас в первом тайме допускал ошибки, но он все последние поединки выходил на уколах. Наверное, даже больше расстроен не этой отменённой попыткой, а тем что чуть погодя Карел дю Пре не отдал пас на Дениса Симпликевича, а начал сам ползти в зачётку. Отдай тогда передачу и это был бы стопроцентный занос.
Как оцените работу арбитров на финале?
— Не самые лучшие впечатления, но, в первую очередь, «Енисей-СТМ» сам не сыграл как умеет. В данном случае к нам применима пословица: «Нечего на зеркало пенять, коль рожа крива». Потому говорить об ошибках арбитров не имеет смысла, хоть они и были. Пожалуй, серьёзных огрехов в работе судей я не увидел. Наверное, прямая красная карточка – спорная, однако, повторюсь, это моё субъективное мнение.
Как относитесь к мнению, что красная карточка Франсуа Кляйнхансу в какой-то степени даже помогла «Енисею-СТМ» перестроиться и победить.
— Ни одна красная карточка ни одной команде, чей игрок её получает, никогда не помогла в позитивном ключе. Совершенно другой вопрос, что подобное порой каким-то образом действует на соперника. Вот и мне показалось, что «Стрела-Ак Барс» после красной Кляйнхансу уверовала в чемпионство. Признаю, даже без этого эпизода «Енисей-СТМ» матч проигрывал и к тому моменту у нас в атаке мало что получалось. Поэтому без разницы, остались бы мы хотя в 13 человек, нужно было что-то предпринимать из области чудес для спасения игры. И нам это удалось. Вышли свежие регбисты, креативный девятый номер Щербань – и мы перестроили игру. Парни прибавили в скорости, движении, по полной включились Эстерхёйзен, Елгин, Темнов, Гайсин и Симпликевич. У нас появилось преимущество, и никто не замечал, что нас на одного меньше. После матча можно рассказывать что угодно и бить себя в грудь со словами в духе «красная карточка помогла». На деле же, главная фабула такая, что нам нужно было в любом случае менять игру, и мы это сделали, стали чемпионами. Значит заслужили. Везёт сильнейшим.
Чемпионский круг «Енисея-СТМ» (с) Ника Берсенева
Насколько помню, контракт Франсуа Кляйнханса рассчитан до конца 2025 года. Останется ли он в команде и будут ли к нему применены какие-то санкции после удаления в финале?
— В клубе существуют жёсткие правила: любая красная карточка, не связанная с выполнением технического элемента, наказывается очень большим штрафом. Ранее это на себе ощутил Виктор Кононов, теперь и Франсуа Кляйнханс. Исключение, как уже сказал, когда игрок не специально получил красную, а выполнял технический элемент. Например, регбист низко сносит в раке, а там в этот момент резко поднимается голова соперника. Тут скорее у нас есть претензии к правилам, а не к игроку, совершавшему снос. Поэтому за такие карточки мы ребят не наказываем. Что касается контракта Кляйнханса, он подписан по схеме 1+1. Я вернусь из расположения сборной и уже после будем решать вопрос о продлении.
Вернёмся ещё раз к заменам в финале. Вы уже говорили в интервью телеканалу «Енисей», что собрали запасных и сказали, что они могут всё изменить. Со стороны показалось, что многие ребята, особенно Гаргалык и Серяков, действительно поверили в себя как никогда.
— Я бы отметил не только Максима и Степана, но и всех запасных, включая Щербаня, Барышникова, Чурашова. Как уже говорил, парни, вышедшие на замену, придали нужного движения, а Щербань это движение разумно направил в необходимое направление. Ключевое, что сделали запасные – начали работать гораздо быстрее, чем тем, кто уже были на поле. На мой взгляд, некоторые парни к тому моменту уже сами перестали верить в победу, а вышедшие на замену им эту веру вернули. Очень редко бывает так, что ребята выходя со скамейки запасных, так воплощают тренерскую мысль. Порой, как в Новокузнецке, хоть полкоманды замени, а это не поможет. Но в финале я благодарен пятерым парням, вышедшим на замену. Перед этим я их собрал и сказал: «Смотрите, вот полные трибуны, на глазах у такого количества болельщиков вы можете стать героями». Они это и сделали!
Отдельный вопрос про Алексея Щербаня. Его выход точно стал ключевым. Но он был только после травмы и отыграл около минут двадцати. Мог ли сыграть больше или итак выходил на поле не восстановившись на 100%?
— Лёша отыграл 15 минут в финале, но давайте начинать с того, что Щербаня в этом финале вообще могло не быть. В августе, в матче с «ВВА», он в первом же контакте получил серьёзную травму плеча и по предварительному диагнозу для него сезон был окончен. Только повторное обследование показало, что у него ещё есть шанс сыграть примерно через полтора месяца. Короче говоря, при благоприятной ситуации, к финалу он мог быть доступен. Алексей начал тренироваться с командой всего за четыре дня до противостояния со «Стрелой-Ак Барс». Он выходил на поле на уколах, не полностью восстановившимся. Героизировать это не стану. Регбисты такие люди, что для них подобное привычное дело. Когда речь идёт о финале, то здоровье уходит на второй план.
Неожиданно для многих вне заявки на финал оказался Рашид Магомедсаидов. Почему так? И как вообще вам за год удалось сделать из него одного из лучших крайних четвертных в стране?
— Приглашали Рашида ещё два года назад, как раз с прицелом на сборную. Но у него были семейные вопросы, из-за чего он остался в «Ростове» и время, на мой взгляд, потерял. Когда игрок приехал в «Енисей-СТМ», то мы сразу понимали, что в третьей линии он был бы один из многих. Далеко не факт, что попадал бы в состав в принципе. Потому, с учётом скорости Магомедсаидова, была сразу мысль перевести его на край веера. Пришлось потратить определённое время для переубеждения регбиста, так как он несколько настороженно относился к смене позиции. Но мы посчитали, что свои лучшие качества он сможет проявить как раз в задней линии.
Впрочем, ему ещё надо много работать. Как раз из-за того, что выбор позиции и игра ногой его не самые сильные стороны, я его не включил в заявку на финал. Индивидуально это сильный, мощный, атакующий игрок. Но, повторюсь, в том числе для выступлений за сборную России ему надо прибавлять, в частности, как я сказал, в плане выбора позиции, тактических передвижениях, игре ногой и в защите. Признаюсь честно, мой тренерский штаб не был согласен с решением оставить Рашида вне заявки на финал, но считаю, я оказался прав. Алексей Михальцов сыграл грамотнее позиционно, плюс было огромное количество ударов ногами, где при ловле мяча нельзя было ошибаться.
Решающие попытка и реализация Гайсина – это должок судьбы за прошлогодний промах в финале с «Локомотивом» при счете 17:17?
— В регби не очень принято выделять пофамильно игроков, даже ключевых. Тут победа всей команды, а не кого-то конкретно. Не оживили бы игру пятеро запасных, возможно, и попытки Гайсина не было бы. При этом Рамиль действительно рискнул в том эпизоде. У нас было преимущество в краю, но если бы мы занесли там, забить потом реализацию забить гораздо сложнее. А так он решился проскочить сквозь нескольких игроков и сумел это сделать. Повторюсь, везёт сильнейшим. Значит в этом году именно Рамилю суждено было набрать последние очки и именно с той же точки попасть по воротам. Вбить последний гвоздь в возвращение чемпионства, которое и в прошлом году мы добывали непосильным трудом, но отдали Пензе в последние 35 минут матча.
Перед игрой вы в дружеском ключе беседовали с ДжейПи Нилом. О чём говорили и общались ли после финала?
— У меня с Казанью в принципе хорошие отношения. Начиная от президента клуба Алексея Песошина, продолжая ДжейПи и всеми остальными. С Алексеем Валерьевичем мы в своё время немного поиграли друг против друга. Он мне пообещал, если «Стрела-Ак Барс» выйдет в финал, он прилетит в Красноярск. Человек молодец, сдержал своё слово. С ДжейПи тоже хорошие рабочие отношения, можем поговорить, подколоть друг друга. У меня к нему только уважение. Он строит отличную команду, хочет сделать её чемпионом. Перед игрой пожелали друг другу красивого регби и без травм. После матча встретились и за пределами стадиона, тоже было много о чём поговорить.
ДжейПи Нил, Гари Бота и Александр Первухин (с) Ника Берсенева
Стоит ли ждать от «Енисея-СТМ» кадровых перемен в межсезонье?
— Видимо, да. Всех подробностей пока раскрывать не стану. Мне любопытно другое, недавно довелось прочитать, но не на Rugger.info, на другом сайте, что чемпионство «Енисея-СТМ» – это регресс российского регби. Где-то посмеялись, где-то обиделись услышав такое. И это при том, что именно благодаря нам прогрессируют другие клубы, в частности, «Динамо», «Локомотив-Пенза», «Стрела-Ак Барс».
В общем, несмотря на все наши заслуги, критики хватает. А возвращаясь к вашему вопросу, думаю, впереди команде предстоит третья перестройка за последние двадцать пять лет. Но вы хорошо меня знаете, при мне никогда не случится такого, что попрощаемся со всеми кому за 35 лет и вместо них поставим молодёжь. Например, к нам приходят многие молодые парни, но ни один из них не сильнее и не может обыграть 41-летнего Темнова. Андрей по всем тестам, по всем показателям их лучше. И смысл мне ставить тогда какого-то молодого? Момент вливания свежей крови, безусловно, наступает, но это будет сделано грамотно, когда молодёжь реально превзойдёт таких как Темнов.
Раз заговорили за омоложение, было ли общение со старожилами команды Иннокентием Зыковым и Юрием Барановым. Готовы ли они к ещё одному сезону?
— Эти ребята готовы ещё хоть лет пять играть (смеётся). Вопрос в том, насколько реально они смогут. Но «Енисей-СТМ» – тот уникальный клуб, в котором такие парни являются примером. В частности, Юрий Баранов не попал в заявку на финал, но мы специально взяли его с командой в гостиницу, на матче он также был рядом со скамейкой запасных. Юра – пример преданности и служения клубу, мы всегда будем благодарны таким регбистам. Касательно Зыкова, то летом, когда травмировались четыре столба, у нас остался Иннокентий и два молодых парня из дубля. И ведь эта троица выстояла, сыграла же! Так что решение по нашим «ветеранам» будем принимать очень взвешенно.
С натурализацией Франы у «Енисея-СТМ» теперь есть дополнительный легионерский слот. Будете ли использовать его? Если да, то на какую позицию рассматриваете усиление?
— Использовать, конечно, планируем, однако по поводу позиций пока не готов раскрывать все карты. В целом, у нас есть предложение к Федерации регби России увеличить легионерский слот для клубов. «Енисей-СТМ» два-три года почти не играл оптимальным составом. Только к финалу у нас восстановились практически все основные регбисты, не считая Эстхейзена и Щербаня игравших на уколах, и травмированного Будыченко.
Вскоре в команду вернётся десант ребят, отданных в аренду в «ВВА», плюс Кирилл Кузьмичёв. Какие у вас на них планы? Будет ли «Енисей-СТМ» в следующем году вновь отдавать молодёжь в аренду в другие клубы?
— В Монино мы отдавали ребят с прицелом на подготовку к матчам за основу «Енисея-СТМ», а вот аренда Кузьмичёва снова получилась не очень удачной. В «Стреле-Ак Барс», в позапрошлом сезоне, он играл не так много, теперь в «Динамо» та же история. В прошлом году он ещё выходил за основу, но в этом играл за дубль. И зачем нам такое? Получается мы отдали парня одному из главных конкурентов нашей же молодёжной команды. С таким успехом, он и в дубле «Енисея-СТМ» мог играть. Поэтому впредь будем более тщательно согласовывать условия арендных соглашений. В целом, посмотрим на нашу молодёжь в межсезонье и далее уже будем принимать решение. Нескольких человек точно отправим в аренду, но, повторюсь, с обновлёнными условиями.
Насколько финал 2024 – промо возможностей «Енисея-СТМ» не только в плане игры, но и в плане упаковки матчей, создания индустрии? Рекордные для нового «Авангарда» 4000 зрителей могут помочь запустить реализацию проекта реконструкции стадиона?
— Это большой шаг и серьёзная работа по нему ведётся. В неё вовлечён губернатор Красноярского края Михаил Михайлович Котюков. Наш проект находится в протоколе сооружений оргкомитета на 400-летие города в 2028 году. «Авангард» уже прошёл множество инстанций и к началу следующего года состоится окончательное утверждение перечня объектов, которые будут строиться как раз к этому юбилею города. Надеемся, что мы будем в этом списке. Финал показал, что вторая трибуна точно нужна, а вот по строительству гостиницы вопрос, вероятно, отложат по финансовым причинам. Верим, что к 2026, 2027 годам реконструкцию удастся воплотить в жизнь.
Если бы финал был красноярским, удалось бы собрать на трибунах 10 000 зрителей, будь такая возможность у стадиона?
— Чемпионскому матчу «Енисей-СТМ» — «Красный Яр» реально собрать 6-7 тысяч болельщиков. Ранее мы уже собирали подобное количество зрителей и, думаю, смогли сделать это снова. Будь финал Кубка в Красноярске, мы бы это увидели.
Вы уже говорили, что если ничего с точки зрения международного регби для России не изменится, то можете оставить тренерскую карьеру и уйти в политическую. Даёте ли вы себе какой-то срок в этом плане?
— Пока не буду загадывать, поживём – увидим.
Виталий Калинин
Франсуа Эстерхейзен и Лейтон Экстин дебютируют за сборную России
Матч сборной России и «Русских Барбарианс» рассудит Алексей Воловик
«Русские Барбарианс» без Даури и Людика, но с игроком из Самары
Сергей Янюшкин продолжит выступать за «Локомотив»
Хушнуду Сангинову на восстановление потребуется около трех месяцев
Источник: rugger.info